Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 1
Статус: Offline
|
На сайте "OPEC.RU" опубликован интересный материал "Мусор: Москва и мир".
Действия столичных властей могут поставить под угрозу национальную безопасность РФ. Об этом заявлено в письме российского отделения Гринпис руководителю Федеральной службы безопасности РФ.
«Донос» в ФСБ исполнительного директора Гринпис России Сергея Цыпленкова на московское правительство появился неслучайно. Уже в ближайшее время может начаться – если уже не началась – реализация постановления № 313-ПП от 22 апреля 2008 г. Подписанный мэром Москвы, документ предусматривает возведение к 2015 году шести новых мусоросжигательных заводов (МСЗ) в черте города, во всех округах столицы, кроме ЦАО. До конца ноября этого года ход его выполнения, а точнее, подготовительный этап к строительству МСЗ и другим мероприятиям, должен быть рассмотрен на заседании правительства Москвы. После чего следует ждать прямого распоряжения Юрия Лужкова о начале строительства «мусоросжигалок».
Чего хотят гринписовцы
Гринпис считает, что предложенная в постановлении № 313-ПП долгосрочная программа утилизации столичных отходов приведет к появлению «мощных дополнительных стационарных источников загрязнения», которые будут выбрасывать в атмосферу столицы многие тонны опасных загрязняющих веществ. Последние, в свою очередь, нанесут ущерб здоровью жителей, проживающих в радиусе 1 — 5 км от МСЗ, а значит, поставят под угрозу жизнеобеспечение столицы. А коль скоро статьей 12 федерального закона «Об органах ФСБ Российской Федерации» обеспечение безопасности жизнеобеспечения крупных городов относится к ведению органов ФСБ России, то, следовательно, и адресат, по мысли авторов письма, найден верный.
Вряд ли, конечно, ФСБ вступит в данном сюжете в игру: в том же законе сказано, что жизнеобеспечением мегаполисов эта служба занимается «в пределах своих полномочий». Тем не менее, демарш гринписовцев знаменателен хотя бы тем, что, казалось бы, всем очевидная проблема весь последний год так и оставалась предметом кулуарной дискуссии, суть которой знакома от силы 3% – 5% москвичей.
Чего же хотят авторы постановления, подписанного мэром столицы Юрием Лужковым, с одной стороны, и их оппоненты, с другой? Первые предлагают к 2015 году довести объемы сжигаемых коммунальных отходов мегаполиса с нынешних 0,5 – 0,8 млн. тонн (оценки экспертов и чиновников разнятся) до 3,21 млн. тонн. Вторые же утверждают, что в цивилизованных странах давно применяются альтернативные методы снижения объема отходов, гораздо менее затратные и не производящие токсичных отходов. В приложенном к письму документе под названием «Мусорная революция» Гринпис предлагает вообще отказаться от мусоросжигания и перейти к глубокой и максимально полной селекции и переработке продуктов жизнедеятельности столичных домохозяйств. Если вкратце, то предусматривается отделять от общей массы отходов 12% – 13% вторичного сырья, оставшееся же ферментировать, получая на выходе спирт или биогаз, а то, что остается после ферментации, прессовать до плотности 1 т/куб. метр. Как и при сжигании, объем отходов по этой технологии снижается почти десятикратно. Однако этот путь утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), во-первых, намного дешевле. Объем капитальных вложений в мощности по переработке этим методом всех коммунальных отходов Москвы (т. е. более 5 млн. тонн) составит около 55 млрд. руб. в современных ценах даже при отсутствии системы раздельного сбора отходов в местах их образования.
А во-вторых, получаемые на конечном этапе брикеты совершенно не токсичны – в отличие от высокотоксичной золы, образующейся при работе МСЗ.
МСЗ рядом с нами
На строительство шести МСЗ, которые будут рассчитаны на переработку менее двух третей столичных ТБО, планируется выделить более 60 млрд. рублей. К существующим трем МСЗ, работающим сейчас не на полную мощность или находящимся в стадии реконструкции, будет добавлено еще шесть. Итого будет девять, и почти все новые МСЗ расположатся в непосредственной близости от жилых кварталов столицы. В Гринпис России мое внимание обратили на то, что Приложение №2 к указанному постановлению предусматривает «сокращение размера санитарно-защитной зоны проектируемых объектов до границ отведенных /под строительство/ участков». Это, попросту говоря, означает, что забор, окружающий МСЗ, может стать «пограничным» с чьим-то двором.
Между тем, общественное сопротивление «мусорным» намерениям московских властей нарастает. В ряде районов столицы граждане начали объединяться. Пока в основном в Интернете. «Мусоросжигательный» сайт появился, в частности, в ЮЗАО. Но, судя по содержанию дискуссий на Интернет-форумах, протестные акции по данному поводу могут собирать уже не сотни (как из-за «точечных» строек), а многие тысячи человек. Массовый протест, по мнению наблюдателей, неизбежен, если, конечно, «мусорная» стратегия столичных властей не претерпит качественной трансформации, что, в свою очередь, вряд ли произойдет, пока и если сама ее разработка и реализация не будут поставлены под гражданский контроль.
К середине ноября под обращением к Президенту РФ с призывом воспрепятствовать планам строительства в Москве шести новых мусоросжигательных заводов поставили свои подписи свыше 45 тысяч человек. Инициировал сбор подписей в Интернете тот же российский Гринпис, аргументы которого опираются на конкретные факты, цифры и исследования. А поэтому выглядят весьма убедительно. И в части того, что МСЗ попросту опасны для здоровья. И в части мифотворчества, которым обставлена «мусоросжигательная» программа администрации Лужкова. И в том, что альтернативная программа утилизации ТБО существенно дешевле. В итоге аргументы Гринпис встречают поддержку подавляющего большинства тех, кто с ними знакомится. Еще свыше 20 тыс. подписей – уже под своими петициями к властям – собрали за последние месяцы «Движение против строительства МСЗ в ЮЗАО» (http://uzao.stopzavod.ru) и «Зеленоградское движение против строительства МСЗ» (http://www.stopzavod.ru).
Очевидно, что число противников сжигания мусора в городской черте столицы еще более возрастет после ознакомления граждан с данными обнародованного 14 ноября государственного доклада Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году». Сделан вывод о том, что абсолютно все жители Москвы живут в условиях «высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферы». Напомню, что критерий высокого загрязнения атмосферного воздуха – это когда содержание одного или нескольких веществ в нем превышает максимальную разовую предельно допустимую концентрацию (ПДК мр) в 10 и более раз. Между тем, еще два года назад Москва не входила в список городов РФ с максимальными концентрациями примесей выше 10 ПДК.
«Мусорный» пиар столичной власти
Как же реагировали на растущую обеспокоенность общественности столичные власти? Неубедительной, оперирующей в основном красивыми словами и обещаниями пиар-кампанией в защиту указанного постановления. То ли для галочки проведенной, то ли для того, чтобы убедиться, что привычный для московской власти стиль разъяснения смысла принимаемых ею, этой властью, решений и в данном случае будет населением, а также федеральной властью «проглочен».
В сентябре – октябре состоялось несколько пресс-конференций представителей столичных ведомств и иных структур, прямо причастных к созданию «мусоросжигательной» программы. Журналистов, а через них граждан и в том числе, видимо, какую-то часть истеблишмента попытались убедить в безальтернативности мусоросжигания и чуть ли не в его «полной безвредности».
В настоящее время в Москве, как говорилось на этих пресс-конференциях, из 5,2 млн. тонн накапливаемых ежегодно коммунальных отходов тем или иным видам ресайклинга (переработки) подвергается 0,8 млн. тонн, или 18%; остальное вывозится на свалки. Согласно планам столичных властей, доля утилизируемого мусора в Москве возрастет к 2015 году до 63%; то есть на полигоны для захоронения ТБО, которые заполнятся до пределов уже через 3 – 4 года, будут вывозить гораздо меньше. При этом компетентные товарищи из столичного правительства как-то не особенно акцентировали внимание журналистов на том, что почти весь прирост объемов утилизации запланировано достичь за счет «термической обработки», то есть мусоросжигания. А вот газета столичного стройкомплекса «Московская перспектива» была более откровенна. Рассказывая о «мусорной» пресс-конференции, состоявшейся 8 октября, она резюмировала сказанное чиновниками так: «Значительно увеличить объемы переработки едва ли возможно, а строительство новых полигонов в области – задача очень сложная, поэтому похоже, что альтернативы мусоросжигательным заводам у города просто нет». Вот так, просто и категорично.
Та же «Московская перспектива» признает, что доля «цивилизованной» утилизации отходов в Москве «пока довольно низкая» по сравнению с развитыми странами Европы, где «помимо термической утилизации (сжигания)… очень развит ресайклинг (переработка и вторичное использование предварительно отсортированного мусора), доля которого в большинстве стран колеблется в диапазоне 40% – 60%».
О пресс-конференции 8 октября – видимо, самой главной в рамках «мусорной» пиар-кампании – «Московская перспектива» написала с присущей органу столичного стройкомплекса безапелляционностью: «Новые заводы по сжиганию мусора будут строить в черте города. Основной задачей пресс-конференции было убедить москвичей (прежде всего жителей прилегающих районов), что эти заводы абсолютно безопасны для их здоровья. Тема была обозначена так: «Строительство мусоросжигательных заводов в Москве. «За» и «против». Ни одного «против» так и не прозвучало, все выступавшие были глубоко и всецело «за», включая зарубежных участников».
Выступая на пресс-конференции 8 октября, один из главных идеологов мусоросжигания, он же заместитель генерального директора мусороперерабатывающей компании ГУП «Экотехпром», Адам Гонопольский, категорически заявил, что мусоросжигание есть единственный цивилизованный путь решения проблемы по недопущению мусорного кризиса в столице, да и вообще в стране. «Из 70% твердых бытовых отходов мы можем переработать только 8%, остальные надо либо сжигать, либо вывозить на полигоны. Поэтому нам необходимо быстро решить проблему по строительству мусоросжигательных заводов, тем более что уже доказано, что эти производства не наносят вред экологии, как ошибочно считают многие», – утверждает Гонопольский.
Эти «несознательные» москвичи…
При проведении «мусорной» пиар-кампании столичные власти прибегли к своему излюбленному приему: не пригласили на пресс-конференции, в том числе 8 октября, достойных и квалифицированных оппонентов, из того же Гринпис, Яблока и др.
Практически на всех площадках – как в подконтрольных СМИ, так и на публичных мероприятиях, – московские чиновники утверждали, что власти столицы предприняли и предпринимают адекватные усилия по организации раздельного сбора мусора. Приводились разные цифры и факты, призванные проиллюстрировать проведенную работу (например, в Москве действуют аж целых 64 стационарных и 156 мобильных пунктов приема вторсырья). Просто, поясняли чиновники, москвичи оказались такими несознательными, что участвовать в раздельном сборе мусора в массе своей не захотели.
Уже упомянутый выше Адам Гонопольский не раз публично выражал сомнение в том, что питерский опыт, где эксперимент по раздельному сбору и сортировке мусора принял гораздо большие масштабы, приживется и будет эффективен в Москве: «Не надо навязывать всем то, что подходит для одного региона. В другом месте он может и не сработать». В Москве, считает он, и территориальный охват куда больше, и эколого-экономическая ситуация иная, посему нынешняя ситуация, когда на мусоросжигательные предприятия Москвы 80% – 95% отходов из жилого фонда попадают не отсортированными или сортированными как попало, вряд ли существенно изменится.
«Столичные власти смотрят на ситуацию более трезво: ни одна из многочисленных попыток агитации населения на этот счет пока особого эффекта не дала», – констатирует «Московская перспектива», вновь обращая перст указующий в сторону «несознательных» москвичей.
«А вы спросите их самих, прежде чем выносить окончательный вывод», – сказал недавно советнику Лужкова обитатель одного большого кремлевского кабинета. Что ж, запустили на сайте правительства Москвы опрос. Так вот он показал, что 72,7% москвичей готовы участвовать в раздельном сборе бытовых отходов (то есть раскладывать их по разным бакам и т. д.).
Возможно, данные опроса и повлияют на окончательную позицию столичного правительства относительно конфигурации его мусоросжигательной стратегии. И тогда – а вдруг? – столичные чиновники
присмотрятся к передовому мировому опыту и прислушаются к аргументам Гринпис. Последние общеизвестны и разложены «по полочкам» (http://www.greenpeace.ru/). Главный из них сформулирован так: «Из-за того, что в печь попадает несортированный мусор: пластиковые упаковки, батарейки, стройматериалы, органические отходы и т.д. – выбросы МСЗ содержат ДИОКСИНЫ. Это одни из самых ядовитых веществ на планете и сильнейшие канцерогены».
В идеале же мусор можно переработать почти полностью, причем, как утверждают эксперты Гринпис, ссылаясь при этом на вполне конкретную практику западных стран, сортировка, компостирование и прессование позволяют решить проблему бытовых отходов в 4 раза дешевле, чем при мусоросжигании, и без токсичных выбросов. Правда, уточняют гринписовцы, этому должен предшествовать – в качестве обязательного этапа – раздельный сбор мусора. Именно он позволяет значительно увеличить уровень переработки отходов. Впрочем, даже если в ближайшие годы добиться стопроцентного раздельного сбора мусора в Москве не удастся, это вовсе не означает, что нельзя обойтись без строительства новых МСЗ; существующие технологии переработки ТБО могут избавить город от этой опасной затеи.
Однако столичные власти упорно отказываются от проведения независимой экологической экспертизы своего амбициозного «мусорного» проекта. Зато постоянно давят на психику обывателей: бытовые и коммунальные отходы уже через четыре года попросту некуда будет складировать ввиду скорого исчерпания площадей полигонного захоронения…
Между тем, в апрельском постановлении не заложено главное: работа с населением! То есть не предусмотрены меры по пропаганде раздельного сбора мусора, умелая и креативная социальная реклама и, наконец, набор разнообразных стимулов (как, впрочем, и штрафных санкций) для участников программ раздельного сбора мусора, по месту жительства и в корпоративном секторе, торговле и т. д. «Без всего этого, – сказал мне руководитель токсической программы Гринпис России Алексей Киселев, – запланированные к установке во дворах новые контейнеры ничего не стоят».
Сторонники строительства новых МСЗ в Москве ссылаются на опыт западных стран: мол, там МСЗ построены чуть ли в центральных районах крупных мегаполисов. Приводят в пример Вену, но при этом утаивают одно: МСЗ в центре австрийской столицы уже долгие годы остается головной болью для властей и одним из пунктов требований Еврокомиссии, настаивающей на демонтаже этого объекта. На пресс-конференции 1 октября главный «природоохранитель» Москвы Леонид Бочин утверждал, что все намеченные проекты МСЗ «соответствуют российским и международным требованиям». Что это за «требования», каковы стандарты и критерии, непонятно.
А вот свежие данные экологической организации The Earth’s Best Defence: в США, начиная с 1990 года, закрыта почти половина муниципальных МСЗ; было 192, осталось около 100 (www.nrdc.org). По данным же Wikipedia, и того меньше – 89.
В директивах, принятых ЕС в 2003 г. и обязательных для исполнения во всех странах Евросоюза, приоритет отдан вторичной переработке отходов. Сейчас, по данным Гринпис, в Европе перерабатывается от 50% до 80% стекла, бумаги и пластика. Вообще же мусор можно переработать почти полностью. Тогда свалки становятся ненужными. А в планах московского правительства – перерабатывать лишь 20% образующегося в столице мусора…
Что делать?
Представляется, что полный успех в раздельном сборе мусора может быть достигнут лишь в условиях наличия:
а) нормального развитого местного самоуправления; б) гражданского общества и гражданского контроля над властью; в) эффективной системы ЖКХ.
Таких инструментов у нас пока нет, хотя стремиться к этому, несомненно, нужно. Если хотим выжить и сохранить здоровье себе и своим детям.
|